Для Ассоциации сотрудничества предпринимателей в сфере корпоративных закупок интересы отечественного  производителя – особая сфера И особняком здесь стоит процесс импортозамещения. Развитие этого явления представляет особый интерес для Ассоциации. В Росси оно традиционно стимулируется по нескольким направлениям.

Одно из них – императивы Правительства России, определяющие специфику закупок для государственного сектора экономики. В начале 2020 года получил развитие новый виток регулирования этой сферы.

С предысторией вопроса можно вполне подробно ознакомится на портале Росбизнесконсалтинг вот в этой статье.

Вкратце, на основании поручения Президента, Вице-премьер Ю.Борисов, в свою очередь поручил Минпромторгу разработать поправки к законодательству о государственных закупках.

Основные моменты конечно же коснулись Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Что Предлагает Минпромторг
– Правительство будет утверждать минимальную долю и порядок госзакупок отечественных товаров и услуг от общего годового объема и сферы закупок.
– Заказчик будет ежегодно обязан выполнять установленную для него минимальную долю закупок, для чего сможет установить в документах о закупке ограничения в отношении иностранных товаров.
– Заказчик должен будет продлевать срок подачи заявок на участие в закупке и признавать закупку несостоявшейся, если на участие в ней не подано ни одной заявки с предложением товаров или услуг российского происхождения. Он будет вправе закупать товар или услуги иностранного происхождения, только если по итогам продления опять не будет подано ни одной российской.
– Правительство сможет устанавливать особенности формирования максимальной цены контракта и цены контракта с единственным поставщиком на основе характеристик отечественных товаров.
– По итогам года заказчик будет обязан составить отчет об объеме закупок товаров и услуг российского происхождения.
– В случае невыполнения минимальной доли отечественных закупок заказчик будет обязан разместить обоснование невозможности ее достижения.
– Заказчик при описании закупки должен будет указывать характеристики под товары и услуги российского происхождения.

(источник: https://www.rbc.ru/politics/07/02/2020/5e3ab4c59a79472fc6fd84c1).

На портале проектов нормативных актов есть еще одно уведомление о разработке проекта нормативного акта со ссылкой на Протокол совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова. Текс проекта пока не размещен. Но из доступной информации понятно, что Правительство планируется наделить функцией по мониторингу страны происхождения товаров, закупаемых за бюджетные средства в рамках закона 44-ФЗ.

Динамикой новаций закона «О контрактной системе» уже мало кого удивишь. Корпоративные заказчики, покупающие товары и услуги в рамках 223 Федералного закона до недавнего времени чувствовали себя относительно спокойно.

Однако, с 2018 года наблюдается явная тенденция к смысловому и регулятивному сближению корпоративных закупок с контрактной системой.

Так же случилось и в этот раз.

Одновременно с размещением на Федеральном портале проектов нормативных актов уведомления о начале разработки проекта изменений к закону №44 ФЗ, 24 января появилось аналогичное уведомление о поправках к 223 Федеральному закону.

История разработки обоих проектов идентична. Отвечает за разработку и общественное обсуждение обоих документов одно и то же должностное лицо Минпромторга. Одной же датой запланировано окончание подготовки проекта.

Опять же традиционно, предлагаемые к закупкам отдельными видами юридических лиц, новации не очень объемные.

Согласно пояснительной записке,  законопроект предусматривает полномочия Правительства Российской Федерации:

– определять долю закупок российских товаров, которые должны будут выполнить заказчики;

– порядок подготовки и размещения заказчиком отчета о выполнении минимальной доли закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами от общего годового объема закупаемых товаров;

– порядок подготовки обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок российских товаров, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами;

– уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий оценку выполнения заказчиком минимальной доли закупок товаров российского происхождения работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами от общего годового объема закупаемых товаров.

В обоснование необходимости изменений, буквально приведено следующее (цитата):

«В настоящее время более 80 % всех закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) осуществляются у единственного поставщика. Кроме того, заказчики при осуществлении таких закупок, как правило, отдают предпочтение иностранной продукции при имеющихся конкурентоспособных российских аналогах. Возможность использования заказчиками редких и избыточных характеристик, присущих только иностранной продукции не позволяет российским производителям подавать заявки с отечественной продукцией.

Введение обязанности осуществлять определенный объем закупок российских товаров позволит на постоянной основе ориентировать деятельность заказчиков
‎на преимущественную закупку отечественной продукции, что положительным образом будет влиять на темпы роста потребления высокотехнологичной российской продукции».

Источники приведенной статистики не уточняются, однако, такое положение возможно. Государственные корпорации достаточно вольно распоряжаются заработанными деньгами, считая их «по-честному своими». Эта тенденция имеет противовес, судя по всему, как раз в Правительстве. Ряд первых лиц в таких органах, как Министерство экономического развития, Минфин, а также в ФАСе достаточно давно выдвинули и лоббируют тезис, о том, что деньги, заработанные государственным предприятием – суть деньги государства. И с этим тоже трудно аргументированно поспорить.